ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ «НОВЫЙ МАНЕЖ»

 

Новый Манеж был построен в 1888 году в самом центре столицы для первой городской электрической станции. В конце XIX века Москва представляла собой сочетание древности и современности, патриархальности и урбанизации. Центр города переживал грандиозные изменения, характер которых определяло предпринимательство, развитие науки и технический прогресс.
  
В 1870–1890-х годах настоящий строительный «бум» захватил два основных направления архитектуры — жилищное и промышленное. При этом Москва оставалась одним из самых «темных» городов мира. Если в Западной Европе искусственное освещение существовало уже в XVI столетии, то в Москве оно появилось только в 30-е годы XVIII века.


 К 1882 году в Москве горело чуть больше 3000 газовых фонарей. Жители огромного района за чертой Садового были практически лишены возможности пользоваться газом. Вопрос об электрическом освещении в Москве впервые возник в 1880 году в связи с обустройством площади перед Храмом Христа Спасителя. Электростанция в Георгиевском переулке позволила бы осветить центр города — Красную площадь и Большой Каменный мост.

Архитектор Владимир Дмитриевич Шер получил заказ проекта здания Первой Московской электростанции. Скудные биографические данные и непродолжительность жизненного пути не позволяют в достаточной степени оценить его творчество. Кроме указанного проекта, нам известны лишь несколько его работ — ремонт Синодальной конторы и переоборудование помещений Патриаршей библиотеки в Кремле. Родился он в 1850 году в семье отставного Коллежского секретаря Дмитрия Александровича Шера (1805–1872), талантливого зодчего, посвятившего себя церковно-религиозному искусству и скульптуре — резьбе по кости. По его рисункам выполнены иконостасы во многих храмах Москвы: в монастырях Высокопетровском, Знаменском и Рождественском. Николай I заказал ему резное из кости изображение головы Богоматери (хранится в Государственном Эрмитаже). В Кремлевском дворце находится резной царский трон из дерева его работы.


 Закончив Московское училище Живописи, Ваяния и Зодчества, его сын Владимир Дмитриевич продолжил дело отца, получив звание «неклассного художника архитектуры». К этому времени в обществе возрос интерес к национальной культуре и определил его пристрастие к «русскому» стилю в архитектуре, как одного из направлений поздней эклектики и крайнего проявления антиакадемических устремлений. «Русский» стиль утвердился в гражданском строительстве Москвы с конца 1870-х годов. Все новое в этот период в эклектике соотносится с народной традицией, принимаемой, как традиция древнерусского зодчества. Идея народности играла особую роль в ренессансе «русского» стиля в архитектуре, живописи и в попытках приближения к наследию эпохи расцвета Московской Руси XV–XVIII веков. Этот стиль представлял собой сложную сумму, получившуюся от таких слагаемых, как славянские деревянные постройки, искусство Византии, Норвежского севера, татарского востока и фантазий итальянских мастеров.

Все это вместе взятое ставило перед В.Д. Шером сложную задачу — не впасть в обычное подражательство и создать что-то новое, связанное со старым. Москва подавала пример другим городам в строительстве общественных зданий, первыми из которых были Третьяковский проезд в стене Китай-города (архитектор Каминский), Политехнический музей (архитектор Монигетти), Исторический музей (архитектор Шервуд В.О.), Городская дума (архитектор Чичагов М.Н.), Верхние торговые ряды (ГУМ — архитектор Померанцев А.Н.) и другие.
  
В России кирпичная и деревянная техника строительства, особенно в XVII веке, достигла весьма высокой степени мастерства. Развитие кирпичной техники было настолько высоко, что русские мастера ухитрялись передавать в кирпиче формы итальянского ренессанса и даже барочные вариации.

Можно также предположить, что на выбор архитектурного решения фасада здания электростанции, повлияло богатое историческое прошлое её местонахождения. Возведенная на территории сада бывшего женского Георгиевского монастыря, откуда она и получила свое название «Георгиевской» электрической станции. Георгиевский (он же Юрьевский или Егорьевский) женский монастырь был основан в XV веке на месте бывшей усадьбы боярина и воеводы Юрия Захарьевича Кошкина-Захарьина, в память об отце его дочерью, Романовой-Кошкиной, теткой царицы Анастасии — первой супруги Иоанна Грозного. После разрушения французами в 1812 году монастырь не восстанавливался. На месте храма Георгия Победоносца в настоящее время стоит школа. На территории монастыря были похоронены учитель Петра I — дьяк Никита Зотов, генерал-фельдмаршал Бутурлин, Троекуровы, Стрешневы и др. Палаты и дворцы Троекуровых, князей Голициных и Долгоруких, сооруженные в XVII—XVIII вв., расположенные вблизи монастыря, вошли в архитектурную летопись Москвы.
 
В XIX веке рядом находились Дворянский зал Благородного собрания, литературные и музыкальные салоны, клубы. Подобное окружение представляло несомненно сложность для архитектора. Однако, выбранный им принцип гармонизации и типовые композиционные приемы, свойственные «русскому» стилю, позволили органично вписать здание в существовавшую историческую среду. Фасад здания привлекает с первого взгляда мастерской прорисовкой деталей. В нем нет ни однообразия, ни излишней пестроты. Трехчастная симметрично-осевая фронтальная композиция фасада акцентирована центральной постановкой главного входа, порталами ворот и угловыми ризалитами, подчеркивающими тему, заданную главным входом. Равномерный ритм декоративных окон и простенков подчеркивает протяженность всего здания. Высокая кровля и венчающие угловые башенки демонстрируют заботу о выразительности силуэта и согласованности с исторически сложившейся пространственной системой вертикалей.
 

Здесь использован прием, присущий большинству зданий складов и пассажей конца XIX века, развивающий несколько равнозначных тем с одинаково мерным ритмом акцентов, что являлось отличительным признаком поздней эклектики и её варианта в «русском» стиле. Непосредственно оборудование электрической станции на момент открытия составляло 6 паровых котлов и 4 паровых машины.
 
Протяженность электрической сети к концу 1895 года было около 160 верст. В 1896 году в Москве была устроена грандиозная иллюминация в дни Коронации Николая II. Очевидец писал: «иллюминация сказочная, феерическая, особенно — Александровский сад со светящимися арками и прочее. Особенно красив был Кремль и башни, как бы унизанные рядами бриллиантов, рубинов и топазов. Огненные водопады, фонтаны и другие световые эффекты».
 
С постройкой в 1897 году Центральной электростанции на Раушской набережной Георгиевская электростанция была упразднена, и все помещения использовались под магазины и гаражи — первый автобусный парк Москвы. В наше время, вплоть до 1994 года здесь была станция технического обслуживания правительственных автомобилей.
 

Интересно, что первое использование здания в качестве выставочного зала произошло в дни проведения II Всероссийского электротехнического съезда 28 декабря 1908 года. Сенсацией выставки был демонстрировавшийся «беспроволочный телеграф» А.С. Попова, привлекший много зрителей.
 
С октября 1995 года начинается новая история здания бывшей электростанции и гаража. По инициативе мэра Москвы Ю.М. Лужкова принято постановление Правительства Москвы от 10 октября 1995 года № 824 «О создании Московского государственного выставочного зала „Малый Манеж“» (в последствии зал переименован в „Новый Манеж“). В феврале 1996 года зал передан в оперативное управление Комитету по культуре Москвы.

Реконструкцию здания осуществлял Департамент инженерного обеспечения Правительства Москвы. Авторы проекта реконструкции: архитектор Ю.П. Григорьев, руководитель творческого коллектива, мастерская № 8 ГУП «Моспроект-3», архитекторы И.К. Барташевич, Е.В. Степанов, Е.Г. Щукин, инженеры Л.П. Буров и В.В. Ханжи.

Здание «Нового Манежа» поставлено на государственную охрану, как памятник промышленной архитектуры.
 
Сейчас в МГВЗ «Новый Манеж» регулярно проводятся различные выставки.
 
 

 

 
Москва, м. Охотный Ряд, Георгиевский пер-к, 3/3. Тел.: (495) 692 44 59, факс: (495) 692 23 93. E-mail: mvo.stolica@mail.ru